Бюджетный кредит

Бюджетный кредит

Бюджетный кредит как вид финансовых взаимоотношений представляет собой особенную форму финансирования, она относится к категории бюджетных. Эта разновидность подразумевает выделение определённых материальных средств всевозможным организациям либо юридическим лицам. Предоставление юридическому лицу бюджетного кредита оговорено на законодательном уровне.

Главным законодательным документом, контролирующим выдачу таких займов, считается бюджетный кодекс Российской Федерации. В частности, статья 93 полностью посвящена вопросам предоставления заемщикам денежных средств.

Этот тип предоставления некоторой суммы денежных средств из одного бюджета другому может производиться на коммерческой возвратной основе. Для того чтобы получить таким образом денежные средства, стороны должны подписать договор, который основывается на действующем гражданском законодательстве. При этом учитывается финансовое состояние субъекта или коммерческой структуры, а также муниципального образования. Исходя из этого, получить данный вид денежных средств могут как коммерческие структуры, так и областные или краевые либо муниципальные субъекты.

Бюджетное кредитование организаций или юридических лиц может быть двух следующих разновидностей:

  1. Выдача займа из государственного бюджета структуре, не имеющей отношения к унитарным либо государственным предприятиям.
  2. Выдача денежного займа муниципальным либо правительственным структурам. В таком случае займ может носить как процентный возмездный характер, так и беспроцентный.

Кому может быть выдан бюджетный кредит

Согласно существующему нормативному документу подобный кредит может предоставляться любой организации либо юридическому лицу. Подобное юридическое лицо может относиться к следующим разновидностям:

  • Муниципальное образование.
  • Унитарное.
  • Государственное.
  • Акционерное общество разных типов.

При заключении такого вида договора кредитования необходимо составить его в особой форме, этот договор основан на нормах действующего законодательства Российской Федерации. При этом организация - заемщик дает гарантийное обязательство в полной мере вернуть полученные кредитные средства к сроку, который указан в договоре.

Значение кредитов для экономического развития государства

Существует еще одно определение термина бюджетный кредит. Согласно нему, бюджетный кредит – это финансовые средства, как наличные, так и безналичные, которые один бюджет может выделять другому бюджету или же любому юридическому лицу. Кредит также может быть предоставлен нашей страной иностранному государству и сделать это возможно на коммерческой возвратной платформе. Исключение составляют муниципальные образования либо же государственные бюджетные организации.

Условия предоставления бюджетных кредитов юридическому лицу

Для того чтобы получить средства данного кредита юридическим лицам, предлагаемый заемщик должен соответствовать ряду требований.

  1. Основным условием для предоставления бюджетного кредита должна являться полноценная всесторонняя и тщательная проверка экономического статуса организации, которая претендует на получение кредита. Такая проверка осуществляется ежедневно. В случае, если по результатам проверки заемщик не в состоянии обеспечить возврат кредитных средств в указанный в договоре срок, ему будет отказано в выдаче займа.
  2. Организации либо юридические лица, которым был предоставлен бюджетный кредит, обязательно должны регулярно предоставлять подробные отчеты о характере его использования. Обязанностью уполномоченных специальных контролирующих органов служит проверка соблюдения кредитного договора и целевого использования полученных кредитных средств.
  3. Кредитные средства, полученные из государственного бюджета, могли быть предоставлены территориальным субъектам российской федерации на срок не более одного года. Процентная ставка, начисляемая по такому кредиту, как правило, устанавливается не на текущий, а на следующий финансовый год.

Как получить бюджетные кредитные средства юридическому лицу

Федеральные субъекты Российской Федерации имеют возможность получать из федерального бюджета фиксированную сумму кредитных средств. При этом срок кредитования может быть определён более одного финансового года. Суммы кредита и процентная ставка регулируются гражданским законодательством и четко прописаны в законе о федеральном бюджете.

В свою очередь также субъект Российской Федерации имеет юридическое право предоставлять бюджетные кредиты разноуровневым местным бюджетам. Здесь также действующим законодательством Российской Федерации допускается срок кредитования более одного финансового года.

Для того чтобы получить бюджетный кредит, юридическое лицо, выступающее в качестве получателя бюджетного кредита, обязано подробно осветить цель, на которую оно запрашивает кредитные средства. Далее заемщик может быть в любое время проверен на предмет целевого использования кредитных средств представителями соответствующих структур. Проверка целевого использования и финансового состояния организации получателя бюджетного кредита может быть выполнена в каждый момент времени финансового года.

Если было установлено, что денежные средства израсходованы не по назначению, заемщик в соответствии с законодательством Российской Федерации обязан полностью вернуть взятые средства.

Гарантии платёжеспособности и их оценка

Наиболее распространенным, но далеко не единственным способом обеспечения исполнения обязательств и гарантии возврата полученных бюджетных кредитов является банковская гарантия.

Кроме банковской гарантии к таким мерам обеспечения исполнения обязательств можно отнести еще и поручительство или залог имущества. В качестве залоговых средств могут выступать материальное имущество, паи и ценные бумаги. При этом любая форма собственности, выступающая в роли залога, должна обладать высокой степенью ликвидности. Это является одним из немаловажных условий получения государственного кредита.

При отсутствии способности обеспечить гарантии и ненадлежащем финансовом состоянии юридическое лицо не сможет получить бюджетный кредит.

Государственные кредиты - определение и особенности

Под государственным кредитом принято понимать деятельность государства по получению кредитов от граждан и юридических лиц, а также от других стран. Основными условиями получения государством кредита являются следующие:

  1. Возвратность денежных средств.
  2. Возмездность.
  3. Срочность.
  4. Добровольность.

В исключительных случаях может быть составлен договор о предоставлении беспроцентного займа государству.

Полученные таким образом от физических или юридических лиц денежные средства поступают в бюджет страны и становятся дополнительными государственными денежными ресурсами. Обычно такие государственные займы расходуются на покрытие финансового дефицита.

Виды государственных ценных бумаг

Государственные ценные бумаги могут быть следующих типов:

  1. Долгосрочные обязательства;
  2. Краткосрочные бескупонные государственные обязательства;
  3. Государственные Облигации сберегательного займа;
  4. Казначейские векселя;
  5. Облигации внутреннего государственного валютного займа.

Краткосрочные обязательства вошли в обращение на территории Российской Федерации с 1992 года. Такие обязательства в основном приобретаются крупными финансовыми корпорациями и банковскими структурами.

Одним из важных инструментов государственной займовой и кредитной политики являются выпускаемые Центробанком облигации банка России. Приобретение этой разновидности ценных бумаг доступно только коммерческим банкам с целью повышения должного уровня ликвидности.

Неисполнение договора кредитования

Если одна из сторон нарушает сроки возвращения бюджетного кредита либо выявлен факт нецелевого применения полученных кредитных денежных средств юридическими лицами, бюджетом федеральной единицы или местным, взыскание материальных средств по возвращению кредитной задолженности проводятся из следующих источников.

Задолженность может быть удержана за счет полученных юридическим лицом доходов, которые должны были быть переведены в государственный или местный бюджет.

Получить задолженность возможно из средств, которые должны быть перечислены в бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет юридическими лицами.

При этом исковая давность, которая указана в действующем гражданском законодательстве в отношении возврата срочных денежных займов, на государственные и бюджетные кредиты не влияет. В данном случае в роли уполномоченного органа по взысканию задолженности выступает министерство финансов России.

В отношении лица, нарушившего договор такого кредитования, согласно статье 282 бюджетного кодекса могут быть применены следующие санкции:

  1. Официальное предупреждение со стороны министерства финансов о нарушениях бюджетной процедуры.
  2. Блокирование расходов организации или юридического лица, нарушающего условия договора.
  3. Изъятие полученных бюджетных средств.
  4. Остановка всех финансовых операций на банковских счетах организации нарушителя.
  5. Наложение штрафов различного размера.
  6. Начисление пени по задолженности.

Автор: Игорь Лютаев
Рекомендуемые предложения для оформления